Рэц-Пожарище, Пожарище, пожарище Районный этнокультурный центр "Пожарище" - Архив

2019 год

Презентация издания  «Народный календарь» (автор Иевлев В.В.).

В рамках мероприятий декады инвалидов в этнокультурном центре д. Пожарище прошла презентация издания «Народный календарь», автором которого является уфтюжанин Вячеслав Витальевич Иевлев из д. Лесютино. На встрече побывали взрослые и дети: делегация людей с ограниченными возможностями здоровья из Леваша, деревень Пожарище и Лесютино, а также учащиеся 5-6 классов из Лесютинской ООШ. Многим любознательным лесютинским ребятишкам, которые интересуются народными традициями родного края, дядя Слава знаком. На улице не пробегут мимо, не спросив, какой сегодня день, а то и домой придут – записать пословицы, приметы, выполняя школьное домашнее задание. Но сейчас, в день презентации, удалось поближе познакомиться с этим удивительным земляком. Где родился, там и пригодился – эти слова в полной мере к нему подходят. А родился Вячеслав Витальевич в крестьянской многодетной семье в д. Семёнова Гора. С детства впитывал  традиционный уклад крестьянской жизни. Особенно интересными людьми были для него отец охотник, благодаря которому в избе часто собирались посиделки до утра с разными  бывальщинами, и знаткая, как и все женщины того времени, бабушка Агрофёна Кузьмовна. Да и не только свои, родные, а все деревенские старожилы были носителями многовековых знаний и полезного жизненного опыта. Вячеслав Витальевич вспоминает советское детство и тимуровские команды. Тогда в деревне принято было совершенно бескорыстно (даже конфет дети не брали за работу) помогать старикам по хозяйству: колоть дрова, носить воду, просто доброе слово сказать. Лучшей наградой для Славика было услышать от деда или бабушки что-нибудь интересное о старинной жизни. Приметы ли, пословицы, поговорки – всё хотелось запомнить, всё приставало. Детская любознательность и неравнодушие к окружающему миру, пытливый ум и наблюдательность, способность к поэтическому мировосприятию перешли, не истребились, из детства в юность и взрослую жизнь. А сейчас, в пору зрелых лет, эти качества проявились в полноте. Назрело желание поделиться знаниями и опытом. Как пишет автор в предисловии к своей книжке «Народный календарь», она возникла как из его наблюдений и общения со старожилами, так и на основе начитанности, его интереса к изданиям по названной теме. Каждая страничка, строчка книжки этой наполнена добрым полезным советом – так можно сказать в тон его поэтическому изложению.

Из этой книжки можно узнать о местных обрядах народного календаря  (например, великодённого четверга, крещения и др. дней и праздников), об обрядах ухода за домашним скотом, есть рецепты блюд традиционной местной кухни и народной аптеки. Местные пословицы, поговорки и приметы, диалектные слова украшают текст издания, которое напоминает дневник записей знатока народного календаря, травника, народного целителя. Так и вправду можно сказать, ведь книжка настраивает на добрый лад в отношениях с людьми и окружающим миром, внушает душевное равновесие, даёт конкретные рецепты дедовского безопасного для здоровья лечения и  здорового питания. Работай, отдыхай, а за здоровьем следить не забывай – совет автора книги.

Все статьи по дням календаря написаны очень тёплым, домашним  языком. Например, так по-доброму сказано о коровушке -  к ней относились со всей любовью, как к члену семьи, совершали обережные обряды:  «В Великодённый четверик зайдите в хлев в 12 часов ночи к животинушке, потюкайте в кормушке топориком, а как зайдёте в хлев, скажите нараспев: «Моя-то худоба пила бы да ела, да ничем никогда не болела. Аминь.» А для этого для козочки и коровушек существует продойная трава. Такой травки заваривать и в пойло добавлять. Это всё надо знать. Молоко будет жирней, вкусней, молокоотдача повысится, мастита не будет.»

Про посадку лука накануне Николина автор пишет: «Лук – он от семи недуг. Лук садят Николе в бороду 22 мая - вот такую примету знаю. На грядку кладётся голубой неугарный камушек. Не все об этом знают – такие камушки лунной энергией обладают. Кладут и приговаривают: «В поле полисто, в лесу лесисто, в моём огороде пусть будет чисто. Курицы, птицы, вот вам питера, вот вам едера, вот вам сытный обед – серый камень, а в моём огороде вам места нет.»

На творческую встречу Вячеслав Витальевич привёз баночки с высушенными летом лекарственными травами и сообщил о них в стихах: «Как любила говаривать моя незабвенная бабушка Агрофёна: от каждой болезни есть своё излечение, своя травка, свой корешок – вот так-то, милый дружок.» «Зверобой да душица – царь да царица.» Коровяк-медвежье ухо, тысячелистник, ромашка аптечная, иван-чай, пустырник, мята, сныть, рябина и другие… О каждом растении Вячеслав Витальевич поведал историю.

Много слов в книжке посвящено здоровому питанию: «Как сказал Гиппократ, пусть ваша пища будет лекарством - окунитесь в кулинарное царство, правильно готовьте, с душой! Готовьте ароматическую соль. В ней присутствует лук и чеснок. Ароматическая соль снимает всякую боль. Не всяк об этом знает – она ещё простудные заболевания предупреждает. А готовится она так: по бабушкиному старинному рецепту, в этом я большой мастак. Берётся несколько крупных чесноковин, несколько  средних луковок - всё чистится мельченько, нарезается и смешивается с солью 1:1 или 1:2, перемешивается. Даём настояться и раскладываем по баночкам, закрываем. Помню, у бабушки на столе всегда была такая соль в берестяной солонке. Ею солили суп, жаркое, накладывали просто на хлеб и с супом или с жарким ели - и ничем не болели. Ведь чеснок нитраты, канцерогены из организма удалить  помог, а лук - он от семи недуг.»

А как проста и незатейлива, но полезна и безопасна была кухня предков. «Щурики – старинное крестьянское блюдо: наливали воду, крошили ржаного хлеба, крошили луковицу, солили и ели (хлебали).  Скусно было. А в войну и вовсе варили суп «с таком»:  с лебедой да разными корешками. Хорошо, если туда попадала картошина. Эти целебные корешки спасали в трудное время от болезней и голодной смерти.»

Как хорошо, когда рядом есть такие удивительные люди, как Вячеслав Витальевич Иевлев - любители старины, применяющие народное знание и опыт предков в современной жизни.

                                                                                                                     Коншина О.Н.


Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.