Областная акция “Вологодские каникулы”
https://vk.com/ethnocentr?z=video-194866995_456239057%2Fda120233330202211c%2Fpl_wall_-194866995
Наступили весенние каникулы! Ура, ведь можно больше гулять на свежем воздухе! А народные игры – это лучшее из всего, что замечательно сплотит детский коллектив, а ещё прибавит здоровья и настроения. Так считают педагоги из Нюксенского района – этнокультурного центра Пожарище и Лесютинской общеобразовательной школы. О народных играх в деревнях Нюксенского района можно узнать в опубликованных источниках (Народная традиционная культура Вологодской области/ Сост., науч. ред. А.М. Мехнецов; Федеральное государственное учреждение культуры «Российский фольклорно-этнографический центр» и др. – Вологда: Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2005.), а можно спросить у старожилов.
Две из показанных народных игрзаписаны в деревнях Пожарище и Кокшенская – «Как у дядюшки Трифана» и «Тётушка, продай решётцё». В эти игры играли в своём довоенном детстве прабабушки современных уфтюгских ребятишек.
Первая в видеосюжете игра«Как у дядюшки Трифана» – хороводная. Водящий – в кругу. Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют песню:
Как у дядюшки (или тётушки – называют по имени)
Было семеро детей.
Семеро, семеро,
Семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Они делали вот так.
Как?
Водящий показывает какое-либо движение, а дети в кругу должны его повторить. Кто не повторил – становится новым водящим.
Вторая игра «Тётушка, продай решётцё!»– традиционные горелки с местным колоритом.Дети встают в колонну парами, взявшись в паре за руки. Водящий задаёт вопрос первой паре, стоящей в голове колонны:
– Тётушка, продай решётцё!
Из пары отвечают:
– Там, назаде!
Последняя в колонне пара разделяется, и оба участника пары бегут, огибая колонну, чтобы вновь соединиться впереди. А водящий должен кого-то из них поймать. Если поймал – образуют новую пару впереди колонны, а оставшийся игрок становится водящим.
Незаметно получилось из уст в уста передать современной ребятне диалектные особенности игрового диалога. Заударное ёканье и цёканье (решётцё) характерно для местной диалектной речи.
Третья игра – любимое всеми «Поленце». Эта игра – проверка на силу и выносливость. Для игры берут из поленницы берёзовое поленце, ставят в центр круга и идут в хороводе, взявшись за руки, с песней:
Поленце, поленцё моё,
Ты поленцёберёзовоё,
Кому драть, кому брать,
А кому целовать!
После этого каждый стоящий у кругу тянет руками своих соседей в хороводе на поленце, чтобы они его столкнули. Каждому из играющих приходится в то же время самому оберегаться от соприкосновения с поленом. Игрок, уронивший полено, выходит из игры. Так игра повторяется, пока не останется на кругу самый сильный. Интересно играть, когда круг не очень большой и в нём равноценные соперники.
Четвёртая игра – «Дударь».Все идут с песенкой по кругу, взявшись за руки. В центре круга водящий – дударь.
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище.
Его – под колоду,
Его – под сырую,
Его – под гнилую!
Дударь, дударь, что болит?
В этой игре всегда тесный круг. Водящий после песенки отвечает, что «болит», и тогда каждый играющий берёт соседей за указанные части тела: плечи, колени и т.д. Хоровод всякий раз приобретает новый вид: взявшиеся за плечи, колени и т.д. двигаются с песенкой по кругу, пока водящий не даст новое задание или не крикнет: «Ничего не болит! Вас ловлю!» Тогда пойманный становится новым водящим.